Чем отличается хороший закупщик от плохого? Хороший закупщик выбирает поставщика не по цене, а по совокупности всех параметров, влияющих на бизнес. Если поставщик регулярно срывает сроки поставки, допускает пересорт или ошибается в документах, то потери ритейлера перекроют выгоду от низкой цены товара.
Для выполнения KPI по прибыли, отделу закупок важно не только обеспечить постоянное наличие товаров в магазинах, но и минимизировать товарные запасы торговых точек и складов. Для каждого товара в отдельности и для заказов в целом должны учитываться правила формирования заказов и ограничения поставщиков, складов и магазинов.
Ключевые правила и ограничения заказов:
Заказы Поставщикам
- Спецификация товаров
- Размер упаковки и квант поставки
- График заказов и сроки доставки
- Пропускная способность поставщика
- Минимальные и максимальные ограничения заказа
- Разбивка заказов под транспорт
- Нерабочие дни поставки
Заказы для складов
- Агрегированная потребность магазинов
- Товарные запасы
- График заказов магазинов и сроки доставки в магазины
- Нерабочие дни обработки заказов и приемки товара
- Размер упаковки и квант поставки
- Конфигурация цепочки поставок (поставка от поставщика, поставка с РЦ, кросс-докинг, кросс-линк)
- Пропускная способность РЦ
Заказы для магазинов/ресторанов
- Размер выкладки товара в торговой точке
- Срок годности товара
- Нерабочие дни обработки заказов и приемки товара
- Оптимальные методы пополнения и расчета страхового запаса для конкретной товарной группы
- Конфигурация цепочки поставок (прямая поставка от поставщика, поставка с РЦ, кросс-докинг, кросс-линк)
- Жизненный цикл товара (ротация ассортимента)
- Наличие промоакций и распродаж
При ручном управлении закупками часть правил и ограничений учитывается в неявном виде или не учитывается вовсе. Это не помешает закупщику-профессионалу делать качественные заказы, пока их мало. Но даже лучший закупщик не будет показывать одинаково высокие результаты при длительной работе с большими объемами данных. Чтобы поддерживать качество заказов на высоком уровне, технологичные ритейлеры используют современные системы автоматизированного управления цепочками поставок. В таких системах на помощь человеку приходит искусственный интеллект.
Ключевой концепцией системы автозаказа RS.SCM от компании АСТОР является применение AI-ML алгоритмов для максимальной автоматизации работы закупщика:
- Учитываются правила и ограничения поставщиков, складов и магазинов
- Методы прогнозирования и их параметры выбираются автоматически
- Также автоматически выбираются методы пополнения и их параметры (исходя из группы товара, с точки зрения категорийного менеджмента)
- Система рассчитывает качественный заказ, не допускающий Out-Of-Stock даже при проблемах с качественными прогнозами (автоматическая компенсация недостаточных прогнозов страховым запасом)
- Обеспечивается оптимальный и наиболее прибыльный баланс между доступностью товара на полке и уровнем товарных запасов.
Глубокая автоматизация управления закупками и оптимизация показателей цепочки поставок – это не просто модный тренд, а обязательный шаг в условиях текущей конкуренции на рынке розничной торговли. Федеральные и крупные региональные сети уже давно используют дорогостоящие и сложные системы для оптимального управления цепочками поставок. Облачное решение RS.SCM делает эти технологии доступными для средних и небольших ритейлеров.