Торговая сеть EVA автоматизировала управление выкладкой

Торговая сеть EVA это самый крупный Drogerie-ритейлер Украины. Сеть насчитывает более 1000 торговых точек, в которых работает свыше 10 тысяч человек. В последние годы ритейлер увеличивает темпы роста – 178 магазинов было открыто в 2018 году, 218 магазинов — в 2019 году. Даже в период карантина в сети открылось 88 торговых точек, что существенно превышает показатели ближайших конкурентов. Чтобы бизнес с такими высокими темпами роста сохранял эффективность, требуется аккуратный и взвешенный подход к управлению, а также активная работа над цифровизацией всех внутренних процессов.  Так, с целью оптимизации управления ассортиментом, в 2020 году ИТ-экосистема компании пополнилась системой для автоматизации управления выкладкой товаров.

Управление ассортиментом в среднем из 12 тысяч товарных позиций на 1 торговую точку ведется по форматам категорий. Каждый формат определяется уникальными параметрами – ассортиментной матрицей, геолокацией, конфигурацией торгового зала и т. д.

При составлении планограмм категорийному менеджеру необходимо учитывать много факторов, уметь быстро вносить изменения, оперативно передавать планограммы в магазины и контролировать выкладку в каждой торговой точке. Делать эту работу вручную трудоемко и затратно по времени. Поэтому ритейлером было принято решение о внедрении системы управления полочным пространством магазинов — RS.Shelfspace.

В ходе пилотного проекта были автоматизированы процессы управления выкладкой в тестовой группе из 50 магазинов. Для чистоты эксперимента в проекте участвовали магазины разных форматов категорий, с лояльным персоналом, который хорошо ориентируется в бизнес-процессах компании.

Запуск на тестовой группе магазинов прошел успешно и по его результатам ритейлер принял решение о масштабировании новой системы управления выкладкой на все магазины сети.

Андрей Морозов, Product owner и руководитель направления по управлению ассортиментом торговой сети EVA, рассказал, какие задачи компании удалось решить с помощью RS.Shelfspace в ходе пилотного проекта.

В первую очередь удалось сократить трудозатраты на составление планограмм

До внедрения системы для каждого из форматов категорийный менеджер вручную рисовал планограммы. Это занимало уйму времени. Теперь планограммы привязаны к форматам категорий с учетом принятых в компании стандартов.

Распределение по форматам производится с учетом бренда, товарной категории, цены и других свойств категории. Система сама распределяет товар на полке с использованием горизонтальной или вертикальной выкладки.

Когда мы готовим открытие нового магазина, решение задачи планирования выкладки сводится к выбору планограммы нужного формата согласно прорисованной схемы магазина. Учитывая наши темпы роста, система высвобождает достаточно много времени категорийных менеджеров, которое они теперь могут тратить на решение других задач.

Сократилось количество ошибок при планировании выкладки

Мы начали использовать бизнес-процесс многоступенчатого электронного согласования изменений в планограммах. Теперь в магазины уходят только те задачи по выкладке, которые согласованы руководителями соответствующих направлений. Много времени такое согласование не отнимает — интерфейс системы дружелюбен к пользователю и позволяет быстро и наглядно сравнивать состояние планограммы до и после изменений.

Стало удобнее контролировать работу магазинов

Сотрудники каждого магазина имеют доступ к web-порталу RS.Shelfspace. В нем они адресно получают всю необходимую информацию о задачах, об оборудовании на плане торгового зала, видят список позиций для конкретного стеллажа или полки, текущие планограммы и их предыдущие версии.

Изменения мгновенно подгружаются на портал, персонал получает соответствующее уведомление и оперативно приступает к работе. После выполнения присылают фотоотчет, там же, на портале.

В ближайшем будущем будем запускать мобильное приложение RS.Shelfspace. Так у нас появится возможность контролировать выкладку автоматизировано — по реалограммам.

Перспективы

Сейчас мы занимаемся тиражированием системы на все магазины сети. Самое важное на данном этапе проекта — наладить коммуникацию с персоналом магазинов. Для получения обратной связи от торговой точки в системе есть необходимые инструменты — web-портал и мобильное приложение. Но, как и с любой новой технологией, для качественного внедрения нужно правильно мотивировать персонал, который будет ей пользоваться.

Завершив тиражирование, мы планируем перейти к более тонкой настройке процессов управления выкладкой. В RS.Shelfspace есть встроенная аналитика выкладки по форматам и отдельным магазинам. Когда накопится больше данных, у нас появится более точная картина. Станет проще работать с проблемными SKU и эффективнее направлять потоки покупателей в торговом зале.


Комментарий эксперта компании АСТОР, Сергея Иванова.

Рост количества магазинов всегда заставляет ритейлеров переходить к управлению выкладкой по форматам магазинов.  С определенного момента управлять выкладкой каждого магазина вручную становится слишком затратно. Проблемы могут начаться даже если в сети 50-100 небольших магазинов. Нужно либо увеличивать количество людей, либо автоматизировать процесс.

RS.Shelfspace позволяет сделать управление гибким и удобным за счет кластеризации и синхронизации торгового оборудования. У ритейлера появляется доступ к анализу выкладки как в разрезе форматов магазинов и кластеров торгового оборудования, так и в разрезе отдельных магазинов. Если в сети происходит проседание продаж SKU в категории на полке магазинов одного формата — то проблему можно локализовать на уровне конкретного магазина, и решить ее без изменения выкладки во всем формате. Например, путем автоматического увеличения количества фейсингов высокооборачиваемых товаров по АBC анализу.

Аналитика горячих и холодных зон в RS.Shelfspace покажет, как перестановка торгового оборудования в рамках одного и того же формата может улучшить показатели продаж. Правильной расстановкой стеллажей можно направлять покупателя от низкооборачиваемого товара к высокооборачиваемому и обращать его внимание на ключевые промо-акции.